ГОРОДУ ПЕРМСКИХ МОТОРОВ НЕОБХОДИМ МОТОР

(прогулка теоретика с носителем идентичности)

 

Всегда испытываешь волнение, когда запланирована прогулка с пространствоведом. Имя Владимира Каганского (к.г.н., ведущий научный сотрудник института географии РАН, Москва) для всех, кто занимается семантикой культурного ландшафта, не просто хорошо знакомо, но знаменательно.  Его определение  культуры как существенного аспекта ландшафта, среды как ценности и сферы культуры, культуры как сопряжения человека и ландшафта[1]было законспектировано мною еще в 2000-м году…И вдруг, довелось встретиться с человеком, понятия которого ты применял в своей экскурсионной работе (экскурсия как способ актуализации смыслов ландшафта) и в учебно-методической практике(пространственное и семантическое осмысление сплошной ткани ландшафта).

Наша встреча с Владимиром Леопольдовичем в Перми стала возможной благодаря летней школе «Территориальная идентичность в современном мире», организованной Лабораторией по исследованию идентичности ПГНИУ. Накануне мы отправились гулять по городу, при этом мне была предоставлена свобода выбора мест и тем повествования. Мы встретились на перекрестке улиц Петропавловской и Сибирской в 11.00 и завершили прогулку через восемь часов. Передаю небольшую стенограмму нашего путешествия, предполагая, что вопросы и замечания гостя – это пристрастный взгляд исследователя на городское пространство и содержат конструктивные идеи его развития.

- А где сосредоточено смысловое и историческое ядро города?

Сразу захотелось ответить фразой Самдевятова из романа «Доктор Живаго»: «центр города – собор, библиотека». Но я удержалась от цитат и ответила, что у Перми есть особенность – здесь не сформировалось единого площадного центра, но его функцию всегда выполняли две улицы – параллельная и перпендикулярная Каме. В XIX веке это были Сибирская и Петропавловская, сегодня – Комсомольский проспект и Ленина.

- А есть ли современная архитектура?

- Да, возможно, жилой комплекс Виктория… Гостиница Жемчужина…Бизнес-центр Гринплаза. Но это отдельные реплики…Целостных, выразительных кварталов нет.

- А есть ли крупные действующие предприятия?

- ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ, Сибурхимпром, Сорбент, Машиностроитель,Камтекс, НПО «Искра» и такие  известные как Мотовилихинские заводы и Пермские моторы. Все они имеют промышленные и военные заказы…

- Да, предприятия есть, но архитектурно и инфраструктурно Пермь безнадежно отстала от Екатеринбурга. Если бы я был журналистом, написал бы статью «Городу пермских моторов необходим мотор». А ваш аэропорт?... Это просто неприлично. Его нужно закрыть и прекратить авиаперелеты, пока не построят современный комплекс…

Мы двигались дальше через театральный сквер, мимо мужской и женской классической гимназии, дома Мешкова к Перми I. На фоне арт-объекта «Счастье не за горами» я предложила сделать фотографию, пояснив, чтоновый арт-объект стал популярен среди туристов после выхода сериала «Реальные пацаны», но особенно после «Географ глобус пропил».

- А есть ли и речное движение по Каме?

- Да, сегодня круизные теплоходы, отправляются по маршрутам до Казани, Волгограда, Астрахани или к Санкт-Петербургу. Прогулочные речные трамвайчики ходят в черте города. Есть также грузовой порт Пермь I, но он работает не на полную мощность, хотя у Перми замечательное транспортно-логистическое положение, по Каме можно выйти к Белому, Балтийскому, Черному и Каспийскому морю.А из Перми речные грузы можно транспортировать в Сибирь по железной дороге или автомобильным транспортом.

- Да, я часто слышал это мнение, про замечательное транспортно-географическое положение Перми, оно даже стало общим местом. Но ни разу не встречал внятного и профессионального  аналитического описания и обоснования выгодного географического положения Перми. Наверное, это задача для местных географов… Или нет заказа на это обоснование?.. Городская власть, которая не интересуется географическим положением – это бесплатный (позиционный) ресурссвоего города – не может быть эффективной.

Мы поднимались по ступеням через пути горнозаводского направления. Взгляд скользил по старинным корпусам первого ж/д вокзала, ремонтным мастерским  XIX-ХХ веков, по  пустырям и руинамРазгуляя. Я говорила, что есть проект обустройства «музейной мили» вдоль Камы: музей современного искусства, краеведческий музей, галерея, а здесь, у первого ж/д вокзала – музей технических достижений (политехнический музей). Это планы…..

- Да….

Мы поднялись к собору святых Петра и Павла.

- Вот первая главная площадь города и первое каменное здание Перми – храм в стиле барокко. За собором – Егошихинский овраг, из лона которого «вылезла» Пермь на свет Божий, первоначально как Егошихинский медеплавильный завод.

- Да…

ДолинаЕгошихисо стороны собора была скрыта от нас зарослями кустарника, место рождения города открыть не удалось. Это была моя неудача. Нужно было оказаться у планетария, на смотровой площадке. Но мы шли пешком от речного вокзала, и перелететь туда на крыльях не могли…Левый берег оврага, вместе с небольшой Петропавловской площадью, началом улицы Ленина и памятником основателю города В.Н. Татищеву – это Разгуляй. Скульптор А.Уральский изобразил Татищева с картой в руках, чтоб воплотить идею замысла будущего города.

- Я бы поставил Татищева с картой России, на ней указал бы все города, основанные им. Он был проницательный географ и замечательный ученый, государственный деятель, очень энергичный…

- Улица Ленина, в прошлом  Покровская – «темпоральна».Иными словами, она сохранила разновременные пласты: деревянная застройка в Разгуляе, купеческое наследие ХIX в. до Комсомольского проспекта,далее идет советский период от Цума до вокзала Пермь II. А вот дом купца С.М.Грибушина – прототип дома с фигурами в романе «Доктор Живаго» (сегодня – отделение академии РАН). А деревянного дома Лары напротив – не сохранилось. Далее – реконструкция двух купеческих особняков, почтамт, нулевой километр, театральный сквер и памятник В.И. Ленину, хотя вождь в Перми не был, зато здесь жил и работал его дед Александр Бланк. В театральном сквере установлен также бюст Б. Пастернаку с надписью «От компании Лукойл в честь 80-летия пермской нефти»… Здесь мы повернем на улицу Сибирскую и поднимаемся вверх до Горьковского сада. Почти каждый дом имеет свою легенду:Дом журналиста – связан с именем А.П. Гайдара;дом фотографа ГейнрихаМорица – с именами сразу трех русских писателей – его дочери получали уроки словесности от сосланного в Пермь Короленко, а в будущем  стали супругами Куприна и Мамина-Сибиряка; Благородное собрание, а рядом была гостиница, где останавливался Чехов; Дом семьи Дягилевых; пивоваренный завод, от которого тянется к Каме подземный ход;конвойные роты, Сибирская застава. Свернем в Горьковский, в прошлом Загородный сад? Здесь сохранилась императорская ротонда, построенная в 1824 г. к приезду Александра I. Позже в ротонде Александр Гумбольдт определил географические координаты Перми.

- Как хорошо, что мы попали в сад в воскресение. В этом полупустынном городе вдруг такое оживленное место.

Мы вышли на Комсомольский проспект, повернули к Октябрьской площади, остановились у Пермяка соленые уши. Здесь обязательно нужно пройти «обряд посвящения» в пермяки. Сфотографировались. Я рассказала о маршруте Зеленая линия, о гербе, о медведе и мы направились к эспланаде.

- Новый центр города – площадь для гуляний эспланада. Здесь на эспланаде я привожу Вашу цитату о советскомпараландшафте: «всюду рядом чуждые, чуждые, безразличные, случайные элементы… сочетание хаоса и унылого текста». Иначе это место трудно объяснить…В центре – памятник Единства фронта и тыла, которому предназначалось место на высоком берегу Камы, однако он оказался в центре гуляний и получил прозвище «Сообразим на троих» или «Культура не пройдет». Городские байки помогают оживить бессмысленныйпараландшафт.  Проедем на трамвае обратно, к улице Сибирской?

- Трамвай очень важен для города? Вам нужен скоростной и современный трамвай.

Мы вернулись к Почтамту, пообедали и поехали на машине. По улице Сибирской вверх, до ул. Соловьева, совершили круг почета – Башня смерти, ДК Солдатова, самолет МИГ-29 у проходных ОАО «Пермские моторы» и ушли на Индустриальный район.Далее, по ул.Мира и шоссе Космонавтов – на Красавинский мост и по правобережной части города выехали на мост Коммунальный.

- Это панорама левого берега – «четкий силуэт на фоне вечернего неба», по замечанию Александра Ивановича Зырянова. Именно с этого ракурса открывалась Пермь путешествующим на пароходе: «Пермь с Камы производит впечатление большого, крупного, красивого города, панорама высокого берега чрезвычайно живописна» – писал П.И. Мельников-Печерский.

- Да…

Повернули на Окулова, посетили студгородок Пермского госуниверситета, вернулись на Камский мост, по ул. Борцов революции двигались в сторону Гайвы. Зашла речь о гражданской войне, о «Пермской катастрофе».

- Вы должны в Перми поставить памятник Колчаку. Здесь происходили переломные исторические события, об этом нужно говорить. Памятник Колчаку – как символ прекращения гражданской войны, дань прошлому. Пока его нет, гражданская война продолжается. Так Франко в Испании, придя к власти, первое что сделал – приказал установить памятники всем жертвам Гражданской войны…Здесь прекрасныйсосновый лес. Он реликтовый?

- Да, лес составляет почти 40 % площади города. Впереди – микрорайон Гайва, он связан со строительством ГЭС.

- Какой растянутый город. Пожалуй, такую пространственную ситуацию я видел только в Братске, где нужно ехать 20-25 км лесом, чтобы попасть в следующий район города. Я очень хочу увидеть стрелку Камы и Чусовой.

- Я не была там ни разу…

- Тем лучше, задача приезжего географа открывать местному жителю новые, неизведанные локусы.

По плотине Камской ГЭС, через Молодежную и Левшино мы двигались к Чусовскому мосту, к с. Залесная, к д.Городище и выехали практически к самому остроконечному мысу Стрелки.

- О Стрелке существует легенда, культивируемая местной творческой интеллигенцией, что здесь родился пророк Заратустра, на берегах северной реки Итиль – предшественницыВолга-Камы.

- А потом, у Аркаима он основал страну городов? Да, Стрелка – это замечательное место…Здесь хочется провести не 30 минут, а три часа. Здесь не только легко дышится, но и просторно думается. Так много смыслов – географических, историко-культурных. Прекрасная панорама. Прекрасный карстовый микроландшафт. На этой площадке может уместиться, например, палаточный лагерь в 100-150 человек и они даже не будут мешать друг другу. Удивительно, какая низкая предпринимательская активность у населения! Это место достойно того чтобы стать одной из значимых достопримечательностей Перми, а к ней нет ни указателей, ни маршрутов, ни режима посещения, ни минимальной инфраструктуры… Очень рад, что побывал на этом месте. Я хотел бы увидеть еще восточный обход.

По восточному обходу мы въехали в город по указателю «Садовый». Еще одна выразительная панорама Перми: высотки микрорайона Грибоедовский, коттеджи Архиерейки, современный путепровод, Бульвар Гагарина, Пермская ярмарка, ул. Революции. Здесь в 1847 году проводил свои изыскания РодерикМурчисон и впервые описал пермскую систему, предложив выделить пермский период строения Земли.

- Да, Пермь попала на все мировые карты и стала известна всему образованному миру благодаря геологическому наследию. Считаю, что именно пермскую систему необходимо сделать центральным смысловым образом города.

В завершении нашей длительной поездки я спросила: большой город Пермь?

- Большой, но, к сожалению, бессвязный – отнюдь не только транспортно. Смысл городу придает не размер, а внутренняя целостность. Многочисленные микрорайоны города распадаются на отдельные куски, не соединенные единым смыслом, транспортной системой. Отсутствуют современные  развязки, путепроводы, инфраструктура морально устарела. В результате, как будто это не одна большая Пермь, а много маленьких Пермей. У районов нет «культурно-функциональной» специализации, яркого визуального облика. В каждом из микрорайонов есть всего понемножку, но нет чего-то собственного, своего. Что может объединить, центрировать город? Овеществленные в теле города, зданиях эпохи не срослись – город фрагментирован и исторически. Может быть, Кама –  набережная, рекреационная зона, речной транспорт, хотя бы сезонный. В миллионном городе за целый день мы видели две яхты и один сухогруз! Если река не работает, может быть стоит отдать ее тому, кто сможет использовать ее ресурс эффективно? Мой  знакомый архитектор, сказал, что пространство городов России это недореализованные планы илируинизированныенедострои.К сожалению, это так. Необходимо желание и воля местной бизнес элиты и властиформировать культурную среду города осмысленно и функционально.

 

Анастасия Фирсова,ст. преподаватель кафедры туризма ПГНИУ

 

[1] Каганский В.Л. Ландшафт и культура // Общественные науки и современность. 1997 №1. С.134

ßíäåêñ.Ìåòðèêà