Умер в эвакуации

В Перми будет открыт памятник на могиле известного художника

 

  Одним из самых волнующих моментов торжественного собрания в ДК им. Солдатова, посвященного 72-й годовщине Победы, стало приветствие делегации Санкт-Петербурга. Город на Неве хранит благодарную память о годах эвакуации, о тех испытаниях, которые вместе сумели вынести в военное лихолетье жители Молотова и Ленинграда. Представители петербургской общественности, ветераны войны и труда посетили также старинное Егошихинское кладбище, где возложили цветы к мемориалу, установленному в память о ленинградцах, умерших в годы эвакуации.

   В «Ленинградском квартале» - так называют иногда этот участок пермского некрополя (возле Всехсвятского храма) – в 1940-е годы были похоронены более ста ленинградцев. Среди них немало известных людей, деятелей культуры и искусства, участников Дягилевской антрепризы. Так уж случилось, что в советские годы могилы их оказались забыты и почти все утрачены. В 1990-е годы краеведы Перми, с помощью своих коллег из Петербурга начали кропотливый поиск сведений о тех ленинградцах, чья жизнь оборвалась в городе Энске-Молотове. В нулевые годы на Егошихинском кладбище были открыты несколько памятников на могилах, которые удалось обнаружить. И сейчас готовится к открытию еще один памятник на могиле известного художника, профессора Петра Львова. 

   Он умер от воспаления легких в г. Молотове 15 марта 1944 года. Считалось, что захоронение было утрачено, но недавно место его удалось установить (благодаря  фотографии из коллекции пермского краеведа В. В. Семянннкова).

   Что нам известно об этом мастере?

   Петр Иванович Львов - живописец, график, педагог, профессор НИИ Академии художеств г. Ленинграда. Родился 16 января 1882 года (по старому стилю) в г. Тобольске. В 1898-1904 гг. обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (не закончил). Переехал в Петербург, где продолжил учебу в Высшем художественном училище Императорской академии художеств. Обучение проходил в батальной мастерской у Ф. Рубо и Н. Самокиша.

   В годы бурной молодости Львов стал соучредителем различных художественных групп и обществ : «Союз молодежи», «Зеленая кошка», «4 – искусства». Участвовал в выставках Нового общества художников, дягилевского «Мира искусства», «Московские  живописцы» и др. Когда началась Великая война -1-я мировая - уехал на Дальний восток, до 1923 года жил и работал в Хабаровске. Работал преподавателем рисования в различных учебных заведениях. Начиная с 1924 года в течение пяти лет преподавал во ВХУТЕМАС (Москва), стал доцентом.

   В 1929-1932 гг. Львов преподавал в Ленинградском институте коммунального строительства, стал ассистентом кафедры рисунка. С 1934 года он уже преподаватель в институте живописи, скульптуры и архитектуры, доцент кафедры живописи.

  В тот период Петр Иванович создал заметные творческие работы в технике литографии в графической мастерской кабинета графики Научно-исследовательского института живописи, скульптуры и графики НИИ ВАХ (Ленинград). Перед войной  преподавал также в Московском государственном художественном институте (сейчас им. В.И. Сурикова). 5 апреля 1940 года решением Всесоюзного комитета по высшей школе утвержден в ученом звании профессор. 

  В годы войны эвакуирован в г. Молотов, как называлась тогда Пермь. Работал художником, литографом в агитационной мастерской, созданной при местной картинной галерее. Написал портреты Героев Советского Союза летчиков Николая Гастелло и Анатолия Крохалева.

   Жил Петр Иванович с женой и дочерью по адресу ул. Коммунистическая, д.12 кв.3 (дом снесен). В 1942 г. в семье Петра Ивановича родился внук, Даниловский Алексей Глебович.

   Вскоре после кончины художника его родственники  вернулись в Ленинград, в июле 1944 года (их следов пока найти не удалось). Интересно, что первоначально они проживали у друга Львова Н. И. Пунина, известного искусствоведа, друга Анны Ахматовой.

   В ходе поисков потомков П.И. Львова мы связались с С-Петербургским Союзом художников. И вскоре получили оттуда письмо от Ю.И.Казимова. Он задал много вопросов и, в частности, написал:

  «Большое спасибо за информацию о могиле Львова П.И. Вот если бы так работали организации культуры! Есть ли захоронения других ленинградских художников, кроме Львова П. И.? Возможна ли установка стелы на месте захоронения Львова?»

   Было это в 2012 году, как раз в то время в Перми и началась подготовка к открытию памятника художнику. Активное участие в этом благородном деле принимают волонтеры, учащиеся школы №10 под руководством педагога Людмилы Генриховны Климушкиной. Ранее с их помощью был открыт новый памятник на могиле литератора Н. Арбеневой, которую пермские писатели называли «литературной мамой». Нам удалось найти также несколько работ, созданных Петром  Львовым во время эвакуации. На пейзажах запечатлены узнаваемые места нашего города. Рисунки П. Львова демонстрировались в 2015 году на выставке в Пермской художественной галерее.

     Владимир Гладышев

Маршрут года

                                     «О, Синема!» - маршрут по ретро-кинотеатрам Перми

                  стал победителем III Всероссийской туристской премии «Маршрут года»

 

            Аудиогид «О, Синема!» - это один из маршрутов мультимедийного цикла «Голос города» - нового    сервиса для жителей и туристов Перми. Проект включает более 10 прогулок, размещенных на портале  https://izi.travel/ru/rossiya/putevoditeli-po-perm. Каждая прогулка раскрывает одну страничку истории и        создает новый образ города: «Пермь мистическая», «Художник и город», «Архитектор Турчевич», «Известные  немцы Перми», «Прогулка с Пастернаком», «Пермский лексикон» и другие. Их авторы - пермские краеведы и  экскурсоводы смогли озвучить свои многолетние наработки благодаря инициативе издательства «Маматов» и  ПГОО «Аспектус», получивших грантовую поддержку Администрации г. Перми (XVIII конкурс социально  значимых проектов «Город – это мы»).

             Один из маршрутов данного цикла «О, Синема!» был представлен на престижной российской премии  «Маршрут года» и победил в номинации «Лучший маршрут, посвящённый Году Кино». Стоит  отметить, что выиграть премию было не просто: в 21 номинации было заявлено 138 проектов из 39 регионов  России. Два проекта Пермского края были отмечены призами: «О, Синема!» и спортивный маршрут на Северный  Урал. Награждение состоялось в Воронеже 18-19 ноября 2016 года.

       «О, Синема!» - это трогательный ретро-маршрут, который рассказывает о зарождении киномании в губернской Перми, о первых кинотеатрах и вкусах провинции, об успешных кино-трегерах прошлых лет. Авторы аудиогида – пермский журналист, писатель Владимир Гладышев и издатель Ильдар Маматов. Воочию познакомиться с маршрутом вы можете, пройдя по ссылке  https://izi.travel/ru/f324-perm-o-sinema/ru.  

                                                                                                                                                              Анастасия Фирсова 

                                                                                                                                        Координатор проекта «Голос города»,

                                                                                                                                                   специалист ПГОО «Аспектус»

ПАМЯТНИК НА ТЕАТРАЛЬНОЙ ТРОПЕ

 

В октябре на Театральной тропе Егошихинского некрополя, имеющего статус Парка памяти, в торжественной обстановке был открыт памятник на могиле заслуженного артиста России певца Алек­сандра Алексеевича Шидловского (1880—1954).

Пермские зрители впер­вые познакомились с его искусством еще в сезоне 1909—1910 гг., а затем Шидловский работал в труппе пермского театра в течение 16 лет, с 1938 года, причем был первым заслуженным артистом РСФСР в нашем городе.

Биографию Александра Алексеевича, а он пел в спектаклях с участием Большакова, Паторжинского, Пирогова, Шаляпина, можно воссоздать благодаря воспоминаниям другого пермского артиста, которого меломаны старшего возраста, наверное, запомнили по выступлениям в оперном театре, это Константин Зиновьевич Витвицкий. (Я помню его еще и как активного, плодовитого автора газеты «Вечерняя Пермь», куда Витвицкий приносил свои рецензии и яркие очерки, заметки  о певцах и спектаклях). В 1987 году в Пермском книжном издательстве вышла его книга «Артисты пермской оперы». В ней мы находим ценные сведения о творческом пути А.А.Шидловского.

…Еще в годы учебы в Могилевском ре­альном училище, где Александр пел в хоре, у него обнаружился незауряд­ный голос. Впоследствии голос его сфор­мировался в сочный низкий бас своеоб­разного тембра и мощного звучания. Но мысль об артистической карьере, по-ви­димому, не увлекала. В 1900 году А. Шидловский поступил в Киевский политехнический институт, откуда его исключили за участие в студенческих сходках. Он начал брать уроки пения у солистки императорских театров М. В. Зотовой. В 1904 году в постановке оперы Гуно «Фауст» исполнил партию Мефистофеля в оперном театре Киева.

Певец начал выступать на профессио­нальной сцене, и популярность его стала быстро расти. Его приглашали в крупные антрепризы Украины, Повол­жья, Закавказья. Антреприза С. Брыкина в Киеве, куда А. Шидловский был приглашен после нескольких удачно спетых партий в Перми, считалась од­ной из самых серьезных по художест­венной значимости. В Киевском театре гастролировали русские певцы с миро­вым именем — Шаляпин, Собинов, су­пруги Фигнер, Ершов, Давыдов, Липковская; иностранные артисты — Баттистини, Тито Руффо, Ансельми и дру­гие.

После удачного дебюта в партиях Гремина в «Евгении Онегине» и Марселя в «Гугенотах» Шидловский был зачис­лен в киевскую труппу ведущим басом и пел весь басовый репертуар, причем в партиях Ивана Сусанина и Кончака в «Князе Игоре» он был бессменным исполнителем.

 «Певец не просто исполнял очередную партию, а создавал новый характер, - пишет в своих воспоминаниях его коллега по пермской сцене К.З.Витвицкий. -  Поэтому и в старых, заигран­ных ролях всегда был неповторим. Сколь­ко певцов исполняло до него партию Кончака в «Князе Игоре»! И все-таки когда на сцену выходил Шидловский, зрители бывали покорены не только мо­щью его голоса, но и ощущением пер­вой встречи с персонажем, будто никто никогда эту роль до него не воплощал. В Кончаке Шидловского была властная сила.    Он    наслаждался   властью   над  плененным князем, он внутренне тор­жествовал — и от этого был щедр, ра­достно одаривал Игоря своим внимани­ем, своими богатствами. «Возьми мо­их» — широким жестом предлагал все, что имел, будто деля с Игорем по-брат­ски, от души и соколов, и пленниц, же­лая развеять мрачное настроение «го­стя».

Шидловский был прекрасным Хован­ским в «Хованщине» Мусоргского — от­важным, дерзким вдохновителем восста­ния стрельцов против Петра I, убеж­денным в правоте своей позиции и ве­дущим борьбу за свою веру, за идею.

И совершенно другой характер — Иван Карась в «Запорожце за Дуна­ем». Это был глубоко и истинно народ­ный характер. Добродушный весельчак, обожающий горилку, он буквально тре­петал перед своей Одаркой, хотя и был храбрым воякой. Актер с замечательной органичностью соединял искренность чувств своего героя с интенсивностью, предельностью сценических красок, ни­где, однако, не переступая ту магичес­кую черту, за которой в искусстве на­чинается «чересчур».

Можно сказать, творческая карьера русского артиста сложилась успешно.  В советские годы Шид­ловский выступал в разных театрах, пел старый репертуар, активно работал над созданием ряда интересных обра­зов в операх советских композиторов: Комиссар («Мятеж»), Голиков («Бро­неносец «Потемкин»), Лисницкий («Ти­хий Дон»), Рабочий («Северный ве­тер»), Раевский («Декабристы»), Пуга­чев  («Орлиный бунт»). Лучшие из новых его созда­ний— Сторожев («В бурю»), Половцев («Поднятая целина»), командир катера («Севастопольцы»), князь Телятьев-ский («Иван Болотников»). Образы ге­роические, характерные, остросатириче­ские...

В своей книге К.Витвицкий приходит к такому выводу: «Русские провинциальные актеры все­гда были великими тружениками. И ес­ли возникали среди них «большие име­на», то это было результатом незауряд­ного дарования, умноженного непре­рывным трудом. А. А. Шидловский был из числа таких тружеников. Природный талант соединялся в нем с самоотвер­женной любовью к театру и постоян­ным совершенствованием своего мастер­ства, которое крепло от роли к роли...» И с таким обобщением трудно не согласиться.

Могила Шидловского находится в том квартале старинного кладбища, где в послевоенные годы хоронили работников театра оперы и балета. (Это в 200—250 метрах от Всехсвятского храма, в сторону Егошихи). Здесь обрели свой последний приют многие известные артисты, музыканты, на табличках надгробий нам встречаются такие фамилии, как Альбирт, Бойкиня (семейный участок народного артиста), Алевладов, Василенко-Левитон, Дронго, Ланда… Фактически, перед нами за одну прогулку предстает звучащая летопись пермской оперы! А точнее — замолчавшая летопись… Многие памятники покорежены, разрушены временем и беспамятством.

Совсем недавно в том же квартале, видимо, кто-то из родственников укрепил табличку на одном из безымянных скромных памятников, с фотографией и подписью: «Заслуженный деятель искусств Л.Н.Виссонов». Несколько лет назад родственниками, при участии пермских краеведов, был установлен новый, художественный памятник на могиле заслуженного артиста России М.Г.Шуйского.

Вот так, постепенно, медленно, но верно обретает плоть идея Пермского общества краеведов о создании в данном квартале очередной именной тропы и, одновременно, экскурсионного маршрута «Театральная тропа». Хотя слишком медленно, поскольку руководство оперного театра не реагирует на наши призывы о поддержке благородной акции.

Открытие памятника А.А.Шидловскому, без которого немыслима история пермского театра, состоялось в рамках фестиваля «Музыкальная память Перми». Он проводится силами Пермского гуманитарно-педагогического университета. В программу акции включена также открытая лекция профессора кафедры музыковедения и музыкальной педагогики, доктора педагогических наук ПГГПУ В.И.Адищева об Александре Дмитриевиче Городцове В начале «нулевых», когда на Егошихинском кладбище разворачивалась акция «Общая память», при активной поддержке именно Владимира Ильича Адищева мы открывали памятник на могиле Городцова, к тому времени считавшейся уже «утраченной».

Кроме того «Музыкальная память Перми» включает экскурсию по улице Сибирской «Пермь музыкальная». Такие увлекательные, познавательные прогулки регулярно устраивает доцент кафедры философии и общественных наук ПГГПУ, кандидат исторических наук Владимир Александрович Порозов, автор идеи всей акции. В программе цикла мероприятий — концерты и творческие вечера. Один из них посвящен творчеству оперной певицы, народной артистки России, юбиляру месяца Лилии Соляник.

Участники проекта — преподаватели и студенты факультета музыки ПГГПУ, педагоги и учащиеся хоровой капеллы мальчиков, а также преподаватели и студенты ряда других факультетов гуманитарно-педагогического университета, представители музыкальной общественности Перми.

Владимир Гладышев, председатель Пермского общества (клуба) краеведения, координатор акции «Общая память»

Фото автора


 

Общая память

                              «Общая память»

                             КНИГА АРБЕНЕВОЙ

            В эти майские дни стартовала  акция «Общая память» на старинном Егошихинском кладбище –  городском Парке памяти. Проводятся экскурсии, идут работы по благоустройству могил. Учащиеся  гимназии №4 имени братьев Каменских шефствуют над памятником Ивану Григорьевичу Каменскому,  предпринимателем и меценатом (Руководитель – заслуженный учитель России А.К.Купкель).

           Юные волонтеры из Свердловского района наводят порядок на именных тропах врача  Е.П.Серебренниковой и др. 19 мая помощники из школы №10 вместе со своим  учителем истории Л.Г.  Климушкиной (Людмила Генриховна много лет работала и в 4-й гимназии) участвовали в открытии  нового памятника на могиле писательницы Н.Н. Арбеневой (1890-1954). Эвакуированная из Ленинграда,  Надежда Николаевна после войны осталась в нашем городе. Для целого ряда пермских писателей она стала, по меткому выражению одного из них, «литературной мамой». Памятник в виде раскрытой книжки с  силуэтами двух городов находится в почетной аллее у Всехсвятской церкви.

                Фото В.Гладышева

В дни Рождественских каникул 9 января 2015 г. состоялась творческая встреча Виктора Владимировича Семянникова с читателями и сотрудниками "Горьковки", посвященная 65-летию почетного краеведа. В.В. Семянников

Темой встречи стали улицы: "Более 15 лет я собираю и пишу историю улиц Перми". 

На встрече речь шла об улицах необычных, сохранивших названия деревень (например, ул. Кабаи, ул. Субботинские и Малосубботниские), улицах в несколько домов на территориях заводов (например, ул. ПМС), улицах исчезающих (например, ул. Серединная), улицах, вобравших в себя несколько других улиц (например, ул. Куйбышева, ранее Красноуфимская, продлилась ул. Громова и ул. Маршрутной).

Выступление В. В. Семянникова вызвало очень большой интерес участников встречи, Виктору Владимировичу было задано множество вопросов, на все он дал ответ. 

Из 1 300 улиц города Перми, Виктор Владимирович написал историю 367, об этих улицах можно прочитать, зайдя на сайт "Метросфера". 

С историей районов и микрорайонов г. Перми, написанной В.В. Семянниковым, можно ознакомится  на сайте "Метросфера" и в электронный энциклопедии "Пермский край". В 2008 году у Виктора Владимировича вышла книга "Микрорайоны города Перми".

ул. Кабаи, 10ул. ПМС, 14ул. Якова Свердлова, 32ул. Серединная, 12аул. Героев Хасана, 18ул. Куйбышева, 185

Поздравляем нашего коллегу – активного члена клуба «Пермский краевед» и тренера-преподавателя Игоря Владимировича Рогожникова с победой.

Без лишних слов приводим отчет пресс-службы ФК «Амкар» за 31.03.2015 г.

 

Из Москвы – с победой

КОМАНДА «АМКАР-2000» ЗАВОЕВАЛА ГЛАВНЫЙ ПРИЗ ЮНОШЕСКОГО ТУРНИРА, ПРОХОДИВШЕГО НА БАЗЕ ФУТБОЛЬНОЙ АКАДЕМИИ «СПАРТАК» ИМЕНИ Ф. ЧЕРЕНКОВА.

«Амкар-2000» добавил к своим многочисленным командным трофеям новую награду

В первой игре группового этапа подопечные тренера-преподавателя Игоря Рогожникова нанесли поражение иркутскому «Байкалу» 4:0. Невероятный настрой, предельная собранность и желание взять реванш за поражение в прошлом году на всероссийском юношеском финале России предрешили исход поединка за стартовые 18 минут, в течение которых Сергей Будин, Арсений Павленко и  Тимур Фаррахов забили сопернику три безответных мяча. Во втором тайме тренеры предоставили возможность проявить себя другим игрокам, включенным в заявку на матч. Использовав семь замен, амкаровцы забили еще один гол, автором которого стал Егор Макаров.

Во втором матче «Амкару» противостоял серебряный призер чемпионата Московской области «Знамя труда» из Орехово-Зуево. Под звуки горна и барабана пермских болельщиков пермяки начали штурмовать ворота соперника. Даниил Самылов, Арсений Павленко и дважды Данил Смирнов довели счет до 4:0. Причем последний мяч пермяков получился одним из самых красивых на столичном турнире. Смирнов из центрального круга так мощно пробил штрафной, что мяч пулей влетел под перекладину, а вратарь даже не тронулся с места.

Заключительная победа «Амкара-2000» в группе получилась еще более сокрушительной, чем предыдущие две. Санкт-петербургской «Неве» красно-черные забили десять (!) безответных мячей. Их записали на свой счет Тимур Фаррахов (3), Руслан Гаязетдинов (2), Денис Мерзляков (2), Сергей Будин, Данил Смирнов и Арсений Павленко.

В четвертьфинале пермякам противостоял московский «Спартак-2001». Несмотря на то, что соперник был на год младше, он представлял реальную силу, поскольку ни одна из юношеских команд России не может сравниться с ней по количеству выигранных турниров. Один только титул чемпиона Москвы говорит сам за себя. Все матчи «Спартака» транслировались в прямом эфире, поэтому с кем предстоит играть, красно-черные хорошо представляли. Используя свое техническое превосходство, спартаковцы доминировали во всех матчах группового этапа. Поэтому упор перед игрой с ними был сделан на тактическое противостояние и быстрый переход из обороны в атаку.

Первые минуты матча прошли в обоюдоострой борьбе. Затем «Спартак» завладел территориальным преимуществом, но подолгу контролируя мяч, используя переводы с фланга на фланг и спартаковские забегания, москвичи забывали о завершающих ударах. «Амкар» же, наоборот, четко следовал установке: играл компактно, успевал закрывать большие пространства, быстро перемещаясь с фланга на фланг, в то же время не забывая о контруколах. Ближе к концу первого тайма мяч был адресован верхом в штрафную площадь Тимуру Фаррахову. Тот переправил его в одно касание Арсению Павленко, мощный удар которого заставил вратаря врасплох. Спартаковцы бросились отыгрываться, открыв при этом большую зону справа. Чем и воспользовались пермяки. Сергей Будин, сыграл в стенку, вышел один к воротам соперника, а затем сделал передачу назад набегающему Тимуру Фаррахову, который поразил ворота – 2:0. На последних минутах первого тайма соперник отыграл один мяч, с чем команды и ушли на перерыв.

Вторая половина игры началась под гул спартаковских болельщиков, но пермяков было уже не остановить. «Амкар» пошел вперед и действовал еще более уверенно, чем в первом тайме. Неудержим был Павленко, заработавший много штрафных ударов. При розыгрыше одного из стандартов  вратарь не удержал мяч после удара Будина, и Павленко добил его в ворота 3:1. А победным аккордом встречи стал еще один штрафной в исполнении Смирнова. Сильнейший удар левой ногой с тридцати метров был неотразим. Мяч от штанги влетел в ворота - 4:1.

В полуфинале амкаровцы забили своему старому знакомому - иркутскому «Байкалу» еще три безответных мяча. Дублем отметился Арсений Павленко, еще один гол забил Сергей Будин.

В финальном матче «Амкар-2000» столкнулся с упорным сопротивлением волгоградского «Ротора». Соперник явно превосходил амкаровцев в антропометрических и физических данных. Порой трудно было положить мяч на землю и играть в пас, на каждом участке поля чувствовался прессинг «Ротора». Тем не менее, в середине второго тайма Арсений Павленко открыл счет. После чего «Амкар» поймал игру, завладел инициативой и стал создавать моменты. Но досадный гол, пропущенный за 20 секунд до конца встречи, перевел игру к сериям послематчевых пенальти. Всего их было три. В концовке же последней свое мастерство показал вратарь пермяков Дмитрий Башкирцев, отразивший решающий удар.

В итоге «Амкар-2000» стал победителем, а Арсений Павленко с шестью забитыми мячами - лучшим бомбардиром московского турнира.

 Виктор Семянников

 

Положение о проведении форума

1. Общие положения

Настоящее положение определяет статус, цели, задачи, порядок проведения форума «Пермь: история города как пространство диалога» (далее – Форум), его ресурсное и информационное обеспечение.

1.1. Форум является открытым.

1.2. Организаторы Форума: Пермская городская Дума, департамент образования, департамент культуры и молодежной политики администрации города Перми, федеральные государственные бюджетные образовательные учреждения высшего профессионального образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», «Пермский государственный национальный исследовательский университет», «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Пермский филиал, Государственный архив Пермского края, Пермский краеведческий музей.

1.3. Исполнитель Форума определяется посредством конкурсных процедур.

1.4. Общую координацию деятельности Форума осуществляет организационный комитет по подготовке и проведению форума «Пермь: история города как пространство диалога» (далее – организационный комитет).

 

2. Цели и задачи Форума

       2.1. Цели Форума:

возрождение и сохранение исторической памяти жителей города Перми;

популяризация истории города Перми в целях развития патриотизма, гражданственности, национального сознания, гражданского общества;

подготовка к празднованию 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и 300-летия города Перми;

пропаганда социально-гуманитарных (в т.ч. исторических) знаний как ресурса для культурного и социально-экономического развития города;

гармонизация социальных, межнациональных и межконфессиональных отношений.

      2.2. Задачи Форума:

обсуждение проблемных вопросов истории, современного состояния и важнейших тенденций развития города;

стимулирование исследований городской истории;

презентация достижений исторической науки, новых технологий исторических исследований, архивной работы и музейного дела;

развитие интереса горожан к истории, современности и перспективам развития своего города;

активизация краеведческой работы в системе образования города Перми;

трансляция положительного и эффективного опыта пропаганды краеведческих знаний;

привлечение внимания общественности к необходимости сохранения городского исторического наследия;

популяризация культурного наследия города Перми, России и зарубежных стран;

объединение потенциала научной и творческой общественности для культурного и социально-экономического развития города Перми;

развитие сотрудничества между высшими учебными заведениями города Перми;

развитие междисциплинарных городских исследований на стыке истории экономики, политологии, социологии, урбанистики и других наук.

 

3. Тематические блоки Форума

 

Проблемы сохранения городского исторического, культурного, духовного, архитектурного наследия, историческая память и топонимика.

Современные научные исследования городской истории, экономики, социальных отношений, политической практики города.

Роль архивов в сохранении городской истории.

Краеведческое образование: состояние дел, проблемы и перспективы.

Городское историческое наследие как ресурс для культурного, экономического, социального, туристического развития.

 

4. Участники Форума и условия участия в Форуме

 

       4.1. Участниками Форума являются физические и юридические лица, подавшие заявку на участие в формате документа Microsoft Office Word (форма заявки в приложении 1 к настоящему Положению) на электронный адрес: istoriyadialog@mail.ru.

       4.2. Заявки на участие в научно-практических конференциях (далее – НПК) направляются в организационный комитет до 3 апреля 2015 года.

       4.3. Организационный комитет обладает правом пригласить к участию в Форуме почетных гостей.

       4.4. Формы участия в Форуме:

4.4.1 участие в НПК:

              4.4.11 конференция «Город Пермь: тенденции и динамика исторического развития».

Секции по следующим направлениям:

новые исторические источники по истории города (археологические, письменные, устные и другие);

важные периоды истории (гражданская война, Великая Отечественная война и другие);

проблемы периодизации городской истории;

новые технологии исторических исследований;

проблемные вопросы истории 20 века;

отрасли городского хозяйства в исторической ретроспективе (управление, правоохранительные органы, промышленность, транспорт, образование, здравоохранение, коммунальное хозяйство, учреждения культуры);

популяризация исторических знаний среди горожан.

4.4.12 конференция «Современный город: власть, управление, экономика».

Секции по следующим направлениям:

крупные города в конкурентном поле: тенденции развития, борьба за ресурсы, теория и практика исследований;

городское самоуправление и гражданское общество;

современный этап реформирования местного самоуправления (2014-2015гг.): проблемы и решения, кроссрегиональные различия в институциональных решениях;

экономика города и эффективность городского хозяйства;

мигранты в городском сообществе: проблемы адаптации;

качество и доступность городской среды;

«Город 3D»: пространственное развитие мегаполиса и перспективная градостроительная политика.

4.4.2 другие формы участия в Форуме:

круглые столы, диспуты;

публичные лекции;

дистанционные интернет-трансляции;

публичные просмотры документальных фильмов;

выставки в музеях и архивах (в т.ч. исторических фотографий, уникальных артефактов);

выставки личных коллекций;

пресс-конференции.

 

5. Порядок представления и требования к содержанию и оформлению текста доклада для НПК

5.1. Полный текст и тезисы работы представляются только на русском языке и присылаются в организационный комитет до 10 апреля 2015 года.

5.2. Организационный комитет оставляет за собой право отбора и рецензирования представленных работ.

5.3. Текст доклада представляется в организационный комитет по электронной почте в формате документа Microsoft Office Word. Объем текста не должен превышать четырех страниц машинописного текста (без приложений).

5.4. Требования к тексту доклада (статьи) представлены в приложении 2  к настоящему Положению.

5.5. Текст доклада должен содержать теоретический и фактический материал, а также в нем должны быть представлены результаты самостоятельного исследования.

5.6. Доклад должен носить исследовательский характер, отличаться новизной, актуальностью, теоретической или практической значимостью, грамотным и логическим изложением, включать библиографию, постановку проблемы и сопровождаться выводами.

5.7. Доклады реферативного содержания, не содержащие элементов самостоятельного исследования, к участию в НПК Форума не допускаются.

 

6. Порядок и сроки проведения Форума

             6.1.Форум проводится в три этапа:

                       6.1.1 подготовительный этап:

              регистрация участников Форума и НПК;

              прием докладов для участия в НПК;

              работа модераторов и размещение материалов на сайте Форума;

                6.1.2 основной этап:

               работа Форума: работа стендовых и дискуссионных площадок, подготовка сертификатов участников НПК;

               6.1.3 заключительный этап:

               подведение итогов Форума, выдача сертификатов участникам НПК, издание сборника с материалами НПК.

 

7. Организация Форума

           7.1.Для проведения Форума создается организационный комитет и организационные комитеты НПК.

           7.2. Функции организационного комитета Форума:

           утверждает Положение о Форуме;

           определяет форму, порядок, программу и сроки проведения Форума;

           организует работу оргкомитетов НПК и других мероприятий, модераторов секций НПК и дискуссионных площадок;

           контроль за организацией и проведением Форума;

          утверждает результаты Форума.

          7.3. Материалы докладов и дискуссий Форума представлены на сайте Форума.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к Положению о проведении

форума «Пермь: история города

как пространство диалога»

 

Заявка на участие в форуме

«Пермь: история города как пространство диалога»

 

Фамилия, имя, отчество

 

Организация, предприятие

 

Должность, ученая степень

 

Контактный телефон

 

e-mail

 

Участие в научно-практических конференциях

(тема конференции, тема доклада)

 

Участие в других мероприятиях Форума

 

апрель 2014

Краевед и город

ВО ВСЕ ВЕСЕННИЕ КОЛОКОЛА

(Краеведческая маевка)

 

Весеннее заседание клуба «Пермский краевед» прошло в два приема: в последнюю среду апреля (30.04.2014), перед праздником, краеведы  встретились по традиции в Горьковке, а спустя день провели маевку, с выходом на пленер.

Повестка дня была столь интересной, что кое-кто из заядлых садоводов перенес ради клуба свой выезд на дачу. Нечасто в гости к краеведам приходят сразу два доктора наук. Сначала профессор Анатолий Георгиевич ВОРОНОВ сделал сообщение на злобу дня – о вариантах перевода зоопарка в Черняевский лес. Ученый опроверг распускаемые некоторыми недобросовестными СМИ слухи о найденном якобы «консенсусе» между учеными-экологами и губернаторской группой, любыми способами лоббирующей черняевский вариант. Тяжба идет, битва за Черняевский лес –«легкие города» - продолжается. А зоопарк и ныне там…

Далее на вопросы дотошных краеведов отвечал  известный историк доктор исторических наук Георгий Николаевич ЧАГИН, ставший в этот раз в качестве юбиляра  почетным гостем клуба. Ученого поздравили с  замечательной датой (70 лет), кстати, в зале находилось немало его бывших студентов, в том числе и «остепененных». Но, можно сказать, главный подарок Георгий Николаевич  сделал себе сам: он в отличной творческой форме, только в прошлом году у него вышло в свет четыре книги!

Из «круглых дат» весны-2014 краеведы особо выделили 130-летие поэта и авиатора Василия Каменского. Юбилей «непромокаемого энтузиаста» члены краеведческого общества  начали отмечать в доме-музее поэта в  Троице, затем в библиотеке им. Горького (выставка, сообщения), а продолжили весьма необычной маевкой, экскурсией по пермской улице, Папанинские баниносящей с 1984 года имя поэта (до этого называлась  Водопроводной, а еще ранее Футбольным переулком). О жизни поэта кратко рассказал И. Г. Ежиков, с историей улицы, она пролегает недалеко от ДКЖ,  познакомил В. В. Семянников. Завершилась маевка творческим общением в музее ДК железнодорожников.

Знакомясь с достопримечательностями улицы Вас. Каменского, краеведы попутно подыскивали стену-«холст», где могло бы появиться произведение, посвященное  нашему знаменитому земляку, поэту и авиатору. Дело в том, что в экскурсии-маевке вместе с городскими летописцами участвовал и художник-граффитист Александр ЖУНЕВ. Жунев выбирает холстОн многим известен по портрету Сергея Есенина (на здании корпуса-долгостроя медакадемии). Каменский Александру очень нравится, и он мечтает создать что-то на тему бурной жизни поэта-футуриста. Между прочим, начинает он свою работу не на пустом месте: есть интересные рисунки, созданные учащимися пермской гимназии №4 имени братьев Каменских в 2004 году специально «для украшения» улицы Василия Каменского во время проведения будущих праздников улицы. Чем не эскизы для граффити?

Молодой мастер граффити гулял с краеведами вместе с женой и дочкой, которой всего несколько месяцев. Кстати, Саша прибыл на экскурсию сразу из Екатеринбурга, где выполнял очередной заказ. Собственно, он уже давно живет по «декрету», созданному и изданному Каменским вместе с Маяковским и Бурлюком еще в 1917 году. В стихотворении «Декрет о заборной литературе, о росписи улиц, о балконах с музыкой, о карнавалах искусств» Каменский тогда призывал:

-…Давайте все пустые заборы,

Крыши, фасады, тротуары

Распишем во славу вольности,

Как мировые соборы

Творились под гениальные удары

Чудес от искусства Молодости.

Расцветайте, была не была,

Во все весенние колокола.

Прогулкой художник остался доволен. Как он сказал, есть на ул. Каменского  интересная стена многоэтажки, есть подходящий забор. «Надо двигать, - кратко подытожил  Александр. –Может, Мирка, дочка, и увидит скоро картинку».

В. Гладышев

90 лет Пермскому отделу Всесоюзного общества коллекционеров

90 лет тому назад 13 марта 1925 года у нас в Перми при краеведческом музее был образован Пермский отдел Всесоюзного общества коллекционеров. Напомнил нам об этой дате Сергей Филатов, председатель общества филателистов. От лица нашего клуба «Пермский краевед» я был приглашен на юбилейное собрание Пермского городского общества филателистов. Сергей Владимирович подарил мне свою статью «Страничка истории пермской филателии» и памятный конверт, специально изготовленный к юбилею. Молодцы наши друзья – совместили юбилей Пермского отдела Всесоюзного общества коллекционеров и свой юбилей посчитав, что Пермское городское общество филателистов было основано 13 марта 1925 года. С этим можно поспорить, но и согласиться, поскольку среди коллекционеров бесспорно в те далекие годы были и те, кто собирал марки.

И вот, что еще странно. В Перми есть общество коллекционеров, но почему-то они не отмечают тоже свое 90-летие. Или у них отсчет ведется от другой более современной даты.

Виктор Семянников  

ßíäåêñ.Ìåòðèêà