Цитатник Салтыкова-Щедрина
В последние дни 2014-го года в моей электронной почте выплыла из недр интернета подборка цитат из Салтыкова-Щедрина с традиционным комментарием об их актуальности. Я вспомнил о своей влюбленности в Михаила Евграфовича в 70-х годах, когда почитывал двадцатитомник С.-Щедрина и делал кое-какие выписки. Под настроение я перечитал их. Они не совпадали с выплывшим из интернета цитатником, может, по субъективным предпочтениям, может, из-за опоры на разные произведения великого сатирика. Мои извлечения сделаны , в основном, из «Дневника провинциала в Петербурге», «Помпадуров и помпадурш», «За рубежом» и, на мой взгляд, еще более злободневны. Делюсь своими предпочтениями., тем более, что обращение к Щедрину совпадает с 160-летием посещения писателем Пермской губернии в декабре 1854-феврале 1855 годов. Михаил Евграфович тогда был сослан в Вятку и служил чиновником по особым поручениям при губернаторе. Командировка в Пермскую губернию была вызвана разборками по делу раскольника Ситникова, арестованного в Сарапуле. Пермская губерния была настоящим «раскольничьим гнездом», что постоянно напрягало государственное православие. За время командировки Щедрин, кроме Перми, побывал в Кудымкаре, Усолье, Ильинском, Суксуне, Осе, Ножовке.
Аналитические наблюдения С.-Щедрина над российской действительностью давали толчок размышлениям многих русских мыслителей, от В. В. Розанова («пренесносный Щедрин») до Б. Чичибабина ((«Как ненавистна,/как немудрена/моя отчизна/--проза Щедрина»). Необходимо также отметить, что Салтыков-Щедрин создал специфический стиль русского языка, оригинальные словосочетания которого сами по себе «взбадривают» мысль.
Картины российского общества, художественно выраженные Щедриным, создавались под занавес эпохи крепостного права и в первые десятилетия после его отмены, но соответствовали действительности и в советские, и в постсоветские времена, и, похоже, будут соответствовать еще долгие годы.
Р. Ласкаржевский

- Поднялся шум и гам, столь родственный русскому сердцу; когда же лакей доложил, что кушать подано, то все principes окончательно забылись.
- Слово «борьба» очень удобно, ибо дает возможность объявить поход, не уяснив себе даже цели его…нужен только темперамент да еще кое-какой церемониал, который помог бы скрыть бессодержательность системы и отсутствие целей.
-Никакого «распределения богатств» у нас нет, да, сверх того, нет и накопления богатств. А есть простое и наглое расхищение.
- Самая плохая дамочка, если бог наградил ее хоть какой-нибудь частью тела, на которой без ожесточения может остановиться взор мужчины,-и та заранее разочтет, какое положение ей следует принять , чтобы именно эту часть тела отрекомендовать в наиболее выгодном свете.
- Надо сказать правду, в России в наше время очень редко можно встретить довольного человека (конечно, я разумею исключительно культурный класс, так как некультурным людям некогда быть недовольными). Кого ни послушаешь, все на что-то негодуют, жалуются, вопиют. Один говорит, что слишком мало свобод дают, другой, что слишком много; один ропщет на власть за то, что бездействует, другой –на то, что власть чересчур достаточно действует; одни находят, что глупость нас одолела; третьи, наконец, участвуют во всех пакостях и, хохоча, приговаривают: ну где такое безобразие видано?...
- Общежитие без водки—немыслимо. И конечно, тот может почесть себя истинно счастливым, кто знает, на какой рюмке ему остановиться, или, лучше сказать, кто рядом прозорливых над собой наблюдений сумел в точности определить, после какой счетом рюмки он становится пьян. Но, сожалению, свойственная человеку самонадеянность не всякому дозволяет достигнуть сего желательного для преуспеяния народной нравственности результата.
- …в глазах, на всякий случай, светилась гражданская скорбь.
- …сытые и жирные сыны отечества.