Заимка, микрорайон Дзержинского района

Краткая характеристика: границы – р. Кама; восточные границы порта и телефонного завода; ул. Окулова; ул. Дзержинского; ул. Сухобруса; по северной границе ж/д ст. Пермь-2; по железной дороге до восточной окраине железнодорожного моста.

Исторический очерк: В 1920-х гг., ведя экскурсию этой части местности, краеведы начинали с того места, где город соединялся с Заимкой. Здесь, в конце улица Коммунистической, был полуостров, образуемом впадением в Данилиху речки Пермянки близ полотна Горнозаводской железной дороги. В 1960-х гг. произошли разительные перемены. Речка Данилиха была забрана в трубу, благоустроена площадь перед заводом имени Ф.Э. Дзержинского (до 1926 г. - завод «Уралсепаратор», а ещё раньше - завод пароходчика И.И. Любимова). Тогда же возведено было и новое здание станции Пермь II (1963 г.).

А теперь зададимся вопросом: что значит слово Заимка? Для этого заглянем в энциклопедический словарь: заимка - поселение и земельный участок вдали от освоенных территорий, занятый кем-либо по праву первого владения.

Пройдя по маршруту трамвая № 3 под насыпью железной дороги, мы попадаем на площадь имени Дзержинского и на одноимённую улицу, которая начинается в конце площади.

Здесь располагается один из главных архитектурных ансамблей Перми – комплекс зданий ПГНИУ. Первое здание, которое мы тут встречаем – это корпус № 5 Пермского государственного национального исследовательского университета. Здание построено в 1910 г. на месте кожевенного завода Алафузовых. Обойдя его слева, мы попадаем на улицу Генкеля. Она названа в честь профессора доктора ботаники А.Г. Генкеля. Это он рядом с университетом на заболоченном пустыре заложил в 1922 г. ботанический сад.

Когда учёный умер, его хоронила вся Пермь. С тех пор ботанический сад стал носить имя своего устроителя. В 1988 г. Пермский облисполком объявил территорию ботанического сада ПГНИУ имени А.Г. Генкеля памятником природы местного значения.

На нечётной её стороне стоят старинные здания университета. В корпусе № 3, построенном в 1914 г. Н.В. Мешковым для ночлежного дома, а в 1916 г. переданным им университету, расположен геологический факультет.

Стоящий за ним корпус № 2 принадлежит историкам и математикам. Когда-то это было главное здание университета. Возводивший его купец Н.В. Мешков строил дом для неимущих водников в память о своей матери. Проектирование и строительство ночлежного дома было поручено товариществу шведских инженеров "Турольф и К". Начало Первой мировой войны не позволило завершить строительство. В 1916 г. дом просветительных и благотворительных учреждений Е.И. Мешковой вместе с соседними зданиями бани, прачечной (корпус № 4 ПГНИУ) и электрической станции Н.В. Мешковым был передан университету.

На улице Генкеля в комплексе ПГНИУ есть ещё одно старое здание, в котором с 1916 г. жили преподаватели и профессора (ул. Генкеля, 4). Построено оно предположительно во 2-й половине XIX в. как мастерские И.В. Сорокина.

В более современном корпусе № 6 располагается Студенческий дворец культуры.

Рассмотрим теперь освоение Заимки в хронологическом порядке. В октябре 1823 г. (по старому стилю) состоялось открытие городской бойни, построенной по указу императора Александра I от 24 июня 1820 г. В указе предписывалось построить в городе Перми "бойницу для колотья скота на устье речки Данилихи и по краю реки Камы". Деревянное здание бойницы простояло до 1954 г., когда началась коренная реконструкция предприятия, которые все в городе знают как ОАО "Пермский мясокомбинат" (ул. Дзержинского, 31).

В 1858 г. Пермское губернское правление отвело около устья Данилихи англичанину Г. Гуллету землю, где вскоре другой англичанин, пароходовладелец П. Тет, обосновал механический и литейный завод, который в 1877 г. приобретает коммерческий советник И.И. Любимов. На заводе стали строить суда для всей Волги и даже Каспийского моря.

В 1869 г. известные на Волге и Каме судовладельцы братья Ф. и Г. Каменские здесь же строят литейно-механический завод. Официальное открытие завода состоялось летом 1874 г. Его чаще называли судомеханическим заводом, так как здесь строили и ремонтировали пароходы. Позднее завод стал носить название "Старый бурлак". Летом 1957 г. его объединили с "Коммунаром", и он стал называться заводом подъёмно-транспортное машиностроение "Коммунар" (теперь это ОАО "Коммунар", ул. Данщина, 5). Предприятия микрорайона образуют промышленный узел «Дзержинский».

В 1895 г. было решено строить Пермь-Котласскую железную дорогу. Вокзал современной станции Пермь I стал служить вокзалом и для строящейся железной дороги. А для перевозки грузов с пристаней, расположенных на берегу Камы, и для сортировки гружённых товарных вагонов в 1898 г. была сооружена товарная станция Заимка вблизи первого железнодорожного моста через Каму. В 1899 г. началось движение поездов от Перми до Котласа.

Со строительством в 1906 – 1909 гг. железной дороги Пермь - Кунгур - Екатеринбург станция Заимка была расширена, а 1 ноября 1909 г. состоялось торжественное открытие дороги на новом железнодорожном вокзале. Уже в 1911 г. станция стала называться Пермь II. Вокзал, построенный в 1909 г. по проекту архитектора Ф. Вольсова в стиле живописного модерна, был оригинальным строением, очень необычной архитектуры (вокзал был перестроен в 1959-1962 гг.).

Площадь Дзержинского (под ней скрыты помимо р. Данилихи еще и устье ее левого притока р. Светлужки) пересекают автотрасса и трамвайные рельсы, которые проходя под мостом-виадуком железнодорожного полотна, соединяют между собой микрорайоны Заимка и Центр Дзержинского района. Этот мост-виадук был построен как мост через реку Данилиха.

Сегодня нам неизвестно точно, какие пристани вошли в начале XX в. в территорию сегодняшнего порта Пермь (Решетниковский спуск, 1). Правда, удалось установить благодаря ветерану Камского речного пароходства В.М. Быкова, что на территории порта находятся постройки грузовой пристани товарищества пароходства и транспортировки груза «Ф. и Г. Братья Каменские».

И действительно, автору публикации на территории порта удалось разыскать старинные корпуса грузовых складов из красного кирпича. На одном из них отчётливо поступали сквозь чёрную краску слова «Бр. Каменские».

Итак своё развитие Заимка получила в начале XX в., когда здесь были выделены кварталы "назначенные для кожевенных и прочих заведений, смрад и нечистоту производящих".

Пожалуй, только улица Источная сохранила колорит тех далеких времен. А улицы Кожевнная и Салотопенная в 1936 и 1940 гг. соответственно были переименованы в улицы Дзержинского и Лесозаводскую.

Не существует сегодня и целый ряд предприятий когда-то располагавшихся в этих местах. Нет уже кожевенного завода "Труженик", ведущего историю с 1898 г. как завод Н.С. Черемисинова (ул. Дзержинского, 12).

В 1936 г. прекратил свою деятельность лесопильный и деревообрабатывающий завод имени Емшанова. Он был основан в 1914 г. товариществом "Постройка" во главе со шведским инженером Рейтердалем. В 1922 г. в честь телеграфиста и первого председателя Совета железнодорожных депутатов, а впоследствии начальника дороги, завод переименовали в «Завод имени Емшанова". После его закрытия заводской клуб был передан линейному комитету железнодорожников Пермского отделения. По неточным данным это здание дошло до наших дней и стоит на углу улиц Дзержинского и Сухобруса (ранее в нём была школа рабочей молодёжи). Сегодня на месте завода железнодорожные склады.

Если пройти по чётной стороне улицы Дзержинского дальше, то немного в глубине можно различить старое здание бывшего паровозного депо, построенное в далёком 1909 году.

Да и вообще, на этой улице немало старинных домов. Взять, например, здание бывшего районного отдела внутренних дел (ул. Дзержинского, 3). В нём в 2002 г. открылась социальная гостиница для лиц без определённого места жительства. Говорят, что в 1908 г. здание построил для себя тогдашний владелец завода имени Дзержинского, но возможно, что это только слухи.

А о том, что на месте ОАО "Пермский мукомольный завод", построенного в 1955 г. (ул. Даньшина, 1а), в 1912 г. стояла купеческая мельница, есть сведения в архивах.

Вот что пишет о начале XX в. историк и журналист историк и журналист В.В. Ивашкевич: «Электроэнергия для станков обо​ронных заводов в 1914-1917 годах, а затем и в более поздние годы, цоступала от электростанции, построенной в Заимках бизнесменом и меценатом Н.В. Мешковым для комплекса жилых домой для водников, в котором позже разместился Пермский государствен​ный университет (а электростанция стала котельной)».

Интересно, что в 1920-х гг. дачный пароход курсирующий из Перми до Н. Курьи причаливал и на Заимку. Позднее в конце 1950-х гг. речной трамвайчик ходивший по маршруту Пермь-Закамск имел тоже остановку «Мелькомбинат» (спуск к дебаркадеру шел в самом начале 3-й линии (потом ул. Данщина).

Из знаменательных для Заимки событий можно назвать также пуск в 1921 г. на берегу Камы, в устье Данилихи, городской электростанции имени Каменева. Позднее эта ТЭЦ № 1 была одной из трех станций снабжавших электроэнергией город Пермь.

Здесь же, на Заимке, в 1935 г. вступила в строй одна из первых в стране фабрик мороженного. А на том месте, где в годы Великой Отечественной войны был построен кулинарный цех (ул. Дзержинского, 43) в 1956 г. начали давать продукцию рыбообрабатывающий завод.

Из культурных объектов 1930-х гг. на Заимке назовем клуб «Темп», который был на 3-й линии (потом ул. Данщина).

В нач. 1930-х гг. на Заимке в районе 2-й линии (сейчас улица Букирева) имелась так называемая командировка Пермского отдельного лагерного пункта Вишерского ИТЛ ОГПУ.

На промышленной Заимке нужны были и образованные кадры. В 1902 г. здесь состоялось открытие начального училища имени Н.В. Гоголя, а спустя 10 лет на средства Н.В. Мешкова для этого училища строят специальное здание. Потом в советские годы молодёжь училась в вечернем механико-технологическом техникуме и училище ПУ № 4.

Добраться до Заимки можно на городской электричке (остановки «Дзержинская» и «Станция Пермь 2») или автобусах, трамваях и троллейбусах до остановки «Станция Пермь 2». Кроме того есть еще ряд остановок у трамваев, идущих до Красного Октября.

Экономика: ОАО «Пермский мукомольный завод», ОАО «Пермский мясокомбинат», ФГУП «Машиностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского», «Пермский регион Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», станции Пермь 2 и др. предприятия.

Образование: Пермский государственный национальный исследовательский университет, финансово-экономический колледж, Академическая школа информационных технологий ПГНИУ, открытая сменная общеобразовательная школа № 1.

Культура: Студенческий дворец культуры ПГНИУ.

Архитектура, достопримечательности: мемориальные доски в честь ученых, преподававших в ПГНИУ, ботанического сада ПГНИУ имени А.Г. Генкеля.

Литература: ГАПК, Ф. р-1078, оп. 1, д. 2, л. 397; Чижов Владимир. Пермь в экскурсиях. Пермь. 1926. С.13-18; Шляхтин К.А., Панферов Ю.Г., Быстрых В.В., Реймерс В.В. Завод на Каме. Пермь, 1967; Дубилет Н., Стрелецкий Д. Пермский краностроительный. Пермь, 1974; Ежиков Иван. Рабочая высота. Пермь, 1984; 31. С. 189; Семянников Виктор. Заимка // Пермские квартиры, дома и офисы. 2003, 8 -14 марта.

ßíäåêñ.Ìåòðèêà