Открытки агитмастерской Союза советских художников Молотовской области

 

Агитмастерской Союза советских художников Молотовской области в 1943 г. были изданы открытки тиражом от 1000 до 10000 экземпляров по цене 60 коп. На одних художник А. Б. Бриндаров изобразил деревенского паренька из Верхних Муллов или с конефермы им. XVI партсъезда, обнимающего за шею жеребца. Автор других открыток Ю. А. Васнецов. Сюжеты их: «Котя», «Петушок», иллюстрация к «Коньку-горбунку» «Кобылица молодая». Третьи открытки художника Е. Я. Хигера имели названия: «Отстоим Кавказ!» и «Линогравюра».

Вот некоторые сведения об этих художниках и их связях с Пермским краем.        Юрий Васнецов

Пожалуй, самый известный из них это Ю́рий Алексе́евич Васнецо́в (1900-1973). Скоро, через несколько месяцев, весной 2015 г. будет 115 лет со дня его рождения.

Ю. А. Васнецов - русский советский художник; живописец, график, театральный художник, иллюстратор. Он член Союза художников СССР, Народный художник РСФСР (1966). Родился в семье священника. Дальний родственник художников А. М. Васнецова и В. М. Васнецова. В Петрограде обучался изобразительному искусству в различных учебных заведениях и у разных художников. Поступил на живописный факультет Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ, позднее Вхутемас) и успешно закончил учебу в 1926 г.Ю. Васнецов. Кобылица молодая

С 1928 г. он сотрудничал с издательством «Детгиз». В его оформлении неоднократно массовыми тиражами издавались книги для детей — «Болото» Виталия Бианки (1930), «Путаница» (1934) и «Краденое солнце» (1958) Корнея Чуковского, «Три медведя» Льва Толстого (1935), «Теремок» (1941) и «Кошкин дом» (1947) Самуила Маршака, «Английские народные песенки» в переводе С. Я. Маршака (1945), «Кот, петух и лиса. Русская сказка» (1947) и многие другие. Иллюстрировал «Конька-горбунка» П. П. Ершова, книги для детей Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. А. Прокофьева и другие издания.Ю.Васнецов. Кот

Ю. Васнецов. ПетушокС 1937 г. художник разрабатывал для ленинградских театров костюмы и декорации спектаклей по пьесам Максима Горького. В 1971 г. по его рисункам снят мультфильм «Терем-теремок».

В суровом 1941 г.  Ю. А. Васнецов чудом выбрался из осажденного Ленинграда. В Молотове он поселился в доме по ул. Большевистская, 136-4 вместе с семьей. Работал художник в городской типографии, рисовал иллюстрации для открыток и детских книг. По его эскизам делалось оформление новогодних елок в садах, парках, расписывались интерьеры детских садов и яслей. Ему приходилось оформлять спектакли для Пермского кукольного театра, ездить с театром на гастроли по селам и поселкам области и даже… играть в спектаклях как заправскому артисту. В 1942 г. он исполнил агитокно «Работать в тылу как на фронте», в лубочной манере написал картину «Чапаев», которая тогда же была приобретена Пермской (Молотовской) художественной галереей. Весной 1944 г. с успехом прошла у нас его персональная выставка.

Совсем немного мы знаем о Ефиме Яковлевиче Хигер (1899—1955). Кстати, в этом 2014 г. художнику исполняется 115 лет со дня его рождения.

Е. И. Хигер – советский художник; график, иллюстратор, художник кино. Член Союза художников СССР.  Он художник фильмов: Мужество (1939), Пугачев (1937), Граница (1935), Чудо (1934), Город в степи (1932), Секрет (короткометражный) (1931), Огонь (1931).     Хигир. Отстоим Кавказ   

В 1940 – 41 гг. Е. Я. Хигер по заказу Детгиза выполнил серию иллюстраций к поэмам Лермонтова «Мцыри» и др. А вот перечень книг издательства ACADEMIA, оформленных художником: «Ожерелья голубки», «Сафар Намэ», «Книга путешествия», «Кимвал мира», «Новые забавы и веселые разговоры».

Его произведения есть среди других созданных в годы Великой Отечественной войны в фонде «Путь к победе» Государственного Русского музея.

В 1943-44 гг. он был председателем правления Союза советских художников  Молотовской области. Его работы есть в собрании ПГХГ. В 1940-е гг. художник проживал по адресу: г. Молотов, ул. Кирова, 65-54.Хигер

Особо хочется остановиться на Анании Бархошабовиче Бриндарове (1907 – 1983). У Бриндарова в 2014 г. тоже есть круглая дата – 75 лет тому назад он прибыл в Пермь (Молотов) для преподавания в ПХТ (ПХУ).

А. Б. Бриндаров – живописец, член Союза художников СССР. Получил образование во Всероссийской Академии Художеств (1930-1937). На выпускном вечере он получил предложение от Н. Н. Серебренникова стать научным сотрудником Пермской художественной галереи.

Летом этого же года Бриндаров прибыл в Пермь и с 1 сентября 1939 г. приступил к работе преподавателя в Пермском художественном училище. Параллельно он руководил изостудией при художественной галерее. 1 января 1940 г. Бриндаров был избран ответственным секретарём Союза Советских художников Пермской области.

 Во время Великой Отечественной войны Ананий Бархошабович работал в агитмастерской в качестве художника-оригиналиста. В собрании Пермской Государственной Художественной галереи хранятся два его рисунка к агитокнам: «О «непобедимости» армии Гитлера» и «Кто такие национал-социалисты?».

На период 1941-45 гг. Бриндаров, как высококвалифицированный специалист, был бронирован, поэтому его заявление о направлении на фронт было отклонено. Художник вёл в это время разнообразную общественную и творческую работу, оформлял выставки и праздники в Перми, а одно время даже служил артистом и художником кукольного театра. В этот же период Бриндаров писал знаменитых людей конефермы имени XVI партсъезда, делал зарисовки верхнемуллинских ребятишек и домашних животных.

Вероятно, работа в театре, приобщение к миру сказки привели Анания Бархошабовича к мысли о необходимости собирания эпоса своего народа. В 1945 г. Детгизом был объявлен Всесоюзный конкурс художественных сказок для детей. Бриндаров А.Б. принял участие в конкурсе, представив сказки ассирийского народа, которые, к сожалению, вышли малым тиражом. Ему пришлось поехать на Кавказ, где живёт большинство земляков-ассирийцев, которые помнили свои сказки. Получив одобрение С. Я. Маршака, Бриндаров перевёл собранный материал на русский язык, иллюстрировал, и в 1950 г. вышла книга ассирийских народных сказок под названием «Охотник Харибу».

С 1946 г. Ананий Бархошабович жил в Ленинграде. Д. П. Цуп вспоминает: «Видимо, свойственная его натуре способность подмечать индивидуальное в окружающих, в их характере способствовала и тому, что как реставратор он остро воспринимал индивидуальность произведения, почерк, которым создана картина, особенности техники и методики, применённые для её создания. В труде этом он добился большого мастерства».

А. Б. Бриндаров работал в Государственном Русском музее художником-реставратором масляной живописи. В этой должности он вернул к жизни тысячи произведений искусств (полотна И. Е.Репина «Воскрешение дочери Иаира», «Бурлаки», В. И.Сурикова «Снежный городок», Ю. И. Левитана и мн.др.)

Имя этого художника можно встретить в краевом архиве в фонде р-1130 (Правление Пермского отделения Союза художников РСФСР). В 2014 г., когда отмечается 75-летие Пермской организации Союза художников РСФСР представляет собой большой интерес резолюция I конференции Союза советских художников Пермской области, прошедшей в Перми 29-31 декабря 1939 г. В этом документе приводится список первых членов и кандидатов только что созданного у нас Союза. Под номером «три» идет Бриндаров Ананий Бархошабович (всего в списке 16 членов и 18 кандидатов).

А вот пример из эмоционального выступления А. Б. Бриндарова на конференции Молотовского отделения Союза советских художников за 15 декабря 1942 г.: «Сегодня мы высказываемся о недостатках работы Союза и конкретизируем их. Если мы теперь сделали скажем 20% работы, то при иных условиях мы могли бы сделать 300%.

Результаты работы Союза сейчас постыдны. Условия роста художников в коллективе недостаточно обеспечены: нет мастарской, света, материалов. Председатель тов. Серебренников для Молотовской области сделал большую пользу как собиратель и хранитель Молотовской галереи, но как искусствовед, как теоретик искусства, он не пользуется никаким авторитетом, не имеет его в среде художников.

Это не только мое мнение, но и многих художников, с которыми я беседовал. Если председатель не оценивает творческое лицо художников, то отношения этих художников переходят в личные… Нечеткость этих требований зависит от недостатка понимания специфики художественной работы. Это изменилось с приходом тов. Иогансона».

  При комментировании высказываний Бриндарова заметим, что последний явно не прав, когда говорит, что Н.Н. Серебренников «как искусствовед… не пользуется никаким авторитетом» (что сам художник перед этим подтверждает, давая высокую оценку собирательскому таланту Николая Николаевича). Что же касается претензий к Серебренникову как председателю Союза, то здесь художника поддержали другие выступающие: А. Г. Яранцев, И. И. Россик, А. Н. Носков. По словам художника М. В. Семченко, Серебренников «забрал в свои руки десять должностей не потому, что не было людей, которые могли бы выполнять эту работу. Нет, это прежде всего потому, что он хотел держать бразды правления в своих руках ради того, чтобы самому оказаться наверху». 

В 1940-е гг. А. Б. Бриндаров проживал по адресу: г. Молотов, ул. Тимирязева, 24-1.

                                                                                                         Виктор Семянников

ßíäåêñ.Ìåòðèêà