... В энциклопедическом справочнике «Пермская губерния от А до Я» между материалами «Гольян речной» и «Горланова Нина Викторовна» полстолбца занимает статья о Тамаре Ивановне Горбуновой: «…художнике, резчике по дереву. Родилась в 1918 году в городе Оханск Пермской области. В 1938 году окончила с отличием Пермское художественное училище, после чего преподавал в школе черчение и рисование. В 1980 году, уже выйдя на пенсию, Тамара Ивановна обратилась к технике резьбы по дереву … Т. И. Горбуновой было создано более 400 работ. В рамках объединения «Прикамье» она участвовала в 58 выставках, 14 из которых—персональные. Часть работ художника находится в Германии, Югославии, США, Дании. Документальный фильм «Резчик», снятый на Пермской телестудии С. Баршевским и В. Ощепковым, снискал большой успех и был куплен телевидением других городов России. Тамара Ивановна Горбунова скончалась в 2000 году».

Самое очевидное из приведенной выдержки—в 2018 году Тамаре Ивановне (далее по тексту - ТИ) исполнилось бы 100 лет. Менее очевидно, но печально для всех, кто знавал ТИ и восхищался её искусством, что после её ухода из жизни оно не получило достойного сохранения. Во всяком случае, сборник «Пермь—2018. Юбилейные и памятные даты» в перечне столетних юбилеев не упомянул ТИ. Память о ней оттеснили столетия захвата Перми колчаковскими войсками и выхода ленинского декрета о реорганизации архивного дела.

А перспективы широкого общественного признания творческого наследия ТИ намечались. К своему восьмидесятилетию она подготовила выставку, на которую представила более 150 работ и назвала «Лики, лица, личины». Выставка прошла в феврале-марте 1999 года в Доме архитектора (Комсомольский проспект, 3) с феноменальным успехом. Автором буклета для экспозиции был профессор Пермского государственного университета Б. К. Матвеев. Он писал: «…Уроженке Оханска, выросшей в Очере среди лесного приволья, ей словно свыше привиделось, что именно из податливой благородной плоти дерева она воссоздаст лица тех, кто словно слились с окружающими лесами и теперь толпятся в ее памяти, взывают, требуют, торопят… И вот почти 20 лет художник в самозабвенном, неустанном труде освобождает их из плена древесной оболочки. …Выставка художника Т. И. Горбуновой в год 200-летия А. С. Пушкина—достойное свидетельство талантливости народа России».

Книга отзывов этой выставки содержит 92 заполненные страницы, на которых около ста пятидесяти человек выразили свои впечатления. И среди них ни одной формальной, бездушной записи, никакой искусствоведческой зауми, за каждой стоит взволнованность зрителя. Поражает диапазон посетителей по возрасту—от детей 11-13 лет до пенсионеров, участников войны, представителей инвалидных сообществ и подопечных соцзащиты. Не менее широк диапазон образованности и социального положения удивленных зрителей—от учащихся профтехучилищ и студентов всех пермских вузов до профессоров и докторов наук. И каждый находил свои, особые слова для выражения полученных впечатлений, причем не только от работ, но и от самой ТИ, которая почти все время присутствовала на выставке.

«С выставки уходишь с приподнятым настроением». Конструктор Малахов

«Души восторг, и сердце ахнет! Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!» Юрий Н.

«Думал, будет скучно, но это оказалось совсем не так. Спасибо большое Вам за оказанное удовольствие. Нам, людям нового поколения, есть чему поучиться у вас. Научиться любить, радоваться жизни и любить её. Спасибо»    Без подписи.

«Вы в дерево вдохнули жизнь, что ни работа, то УДАЧА. Здоровья Вам, душевных сил. Творите! Вам нельзя иначе». Без подписи.

«Удивительные работы, прекрасная женщина, прекрасная выставка» уч.школы 101

«Хотите знать, в чем жизни всей основа? Спросите—скажет Горбунова. Здесь правда сущая царит, здесь даже липа правду говорит! Здорово! Спасибо» Г. Семенов, 80 лет

«Дорогая Тамара Ивановна! Спасибо Вам за радость, которую испытала, посмотрев Ваши работы. Пришла на выставку с болью в груди (сердце пошаливает), а ухожу без боли, я получила от ваших работ успокоение, заряд здоровья». Л. А. Хохрякова

«Господи! Дай здоровья, сил, продли жизнь этой удивительной женщины!..Спасибо Вам, Тамара Ивановна, что вы оторвались от обыденности, в таком возрасте смогли реализовать Дар Божий…» Г. К Сидоренко

 Кроме восхищения от многообразия мыслей, красоты, юмора в работах ТИ многие отзывы содержат убеждение, что это творческое богатство необходимо сохранить и сделать доступным постоянно для пермяков и гостей города.

«Выставка великолепна, уникальна и достойна быть показана в большом зале, с хорошим освещением, с большой рекламой, чтобы это чудо увидели много, много людей…» Мастер спорта СССР, заслуженный тренер России Г. Семенова

«Дорогая Тамара Ивановна! Нет границ восхищения. Это не только талант, мастерство рук, но обилие мыслей. Тут обилие фантазии, юмора, философии. Это огромный ум. Предлагаю в государственной художественной галерее открыть постоянную экспозицию работ Т. И. Горбуновой». А. Смирнов, художник, соученик Т. И. Горбуновой, 1918 г.р., участник ВОВ

«Картинам-барельефам в Доме архитектора тесно. Их, по моему разумению, надо разместить в один ряд (на уровне глаз!) и разрядить их, тогда эти шедевры, эти гениальные изюминки лучше будут восприниматься… Юрий Петрович! (Трутнев, тогда мэр Перми). Решайте этот вопрос!» С уважением   А. В. Швецов, доктор наук, профессор

«Надеюсь, что ваши работы с большим интересом будут приняты в университете» А. Стабровский, директор музея истории университета (ПГУ)

Господа администраторы области и города! Вы можете прославить наш город, создав постоянную выставку прекрасных работ Тамары Ивановны. Чтобы видеть их могли и наши жители, и гости России…

Мэр наш уважаемый, Юрий Петрович, мы Вам верим, и любим, и надеемся, что Вы услышите голос народа. Подпись без расшифровки

Книга отзывов внятно выразила и понимание жителями Перми высокого художественного уровня творчества ТИ, и пожелание сделать его постоянно доступным пермякам и гостям города. Конечно, этого хотела бы и ТИ. Как всякий большой художник, она знала цену своим работам и придерживала самые выразительные в надежде, что они обретут достойное место в каком-нибудь музее, может быть, в постоянной экспозиции. Но после выставки 1999 года ТИ, видимо, предчувствовала близкий финал своей земной жизни и подарила многие работы поклонникам своего творчества. И хотя выставка имела хорошую прессу (в частности, статья Н. Семеновой «Уральский эдельвейс» в «Звезде»), и на творчество ТИ «положила глаз» тогдашний директор Пермского краеведческого музея Светлана Александровна Димухаметова, после смерти ТИ (январь 2000 года), при организации посмертной выставки работ ТИ, в семье осталось всего около 90 работ из 150, показанных в 1999 году. Они были представлены Пермским краеведческим музеем в зале на Сибирской, 15 в июне-июле 2000 года. И снова была хорошая пресса, и книга отзывов с восхищенными записями, в том числе и от проф. Б. К. Матвеева, но уже с поминальным оттенком: «Незабвенный друг, Тамара Ивановна! Вот и свиделись мы вновь: Вы—наверху, мы—взираем, как и прежде, с земли. Душа Ваша с нами! Нас вразумляет, останавливает в суете, утешает в недугах и скорбях. Велик урок Ваш, Тамара Ивановна, - не потерять себя, не унести с собой Богом данное».

Краеведческий музей предпринимал попытки приобрести работы ТИ, оставшиеся в семье художницы, и обращался в июне 2001 года к мужу ТИ, Алексею Никитичу Шаля. Музей гарантировал сохранность барельефов, и со временем, при расширении выставочных площадей, размещение их в экспозиции. Кроме того, музей просил у него работы во временное пользование, чтобы организовать передвижную выставку по районам Пермской области, в которых были филиалы музея. Но Алексей Никитич был уже не вполне адекватен, и то он пропускал встречу с сотрудниками музея, то они затруднялись найти машину для поездки… И со временем работы ТИ из семейной собственности «рассосались». По слухам, часть из них забрал старший сын ТИ, живший и работавший в новосибирском Академгородке. Пермский бренд на базе творчества ТИ не состоялся. Только в краеведческом музее сохранились четыре подаренных барельефа, остальные разошлись по частным коллекциям.

Остается помянуть Тамару Ивановну Горбунову в год ее столетнего юбилея публикацией и фотографиями ее работ, которые даже в виде фотографий дают представление о масштабах дарования художника-резчика.

Р. Ласкаржевский

ßíäåêñ.Ìåòðèêà