По Заимке

В июне тема очередного сбора краеведов в плане записана была так: «На пленер! К 90-летию Пермского общества краеведов и Пермского экскурсионного бюро. По книге Вл. Чижова «Пермь в экскурсиях. (Опыт изучения города экскурсионным методом», 1926 г.». Сбор экскурсии членов клуба «Пермский краевед» для экскурсии по микрорайону Заимка был объявлен: под часами станции Пермь II.

Когда нас собралось более двух десятков человек я, товарищ председателя клуба начал рассказывать про Заимку. Все могли полистать книгу «Пермь в экскурсиях» Владимира Чижова. Зачитали его рассказ про Заимку и двинулись к туннелю.

На первом здании, около которого мы остановились, висела мемориальная доска: «Улица Данщина Сергея Петровича 1911 – 1943. Названа в честь Героя Советского Союза, летчика, командира эскадрильи дальнего действия. Погиб в боях за родину 11 сентября 1943 года». Здесь по ул. Данщина, 28 в Пермском региональном центре связи (ранее Пермская дистанция сигнализации и связи) автор экскурсии проработал 39 лет.

Далее экскурсанты узнали про Пермский Регион Обслуживания Свердловской железной дороги (б. Пермское отделение Свердловской железной дороги) и ботаническом саде ПГНИУ им. Генкеля.

По ул. Генкеля мы пошли по территории университета. Сфотографировались у фонтана и корпуса № 5 университета по ул. Дзержинского, 2.

На площади Дзержинского поговорили об этой местности и заводе им. Дзержинского. Экскурсантов интересовали старинные дома, стоящие на улице. Идя по правой стороне ул. Дзержинского мы искали место, где раньше был местный рынок, где находился завод им. Емшанова. Я сказал, что на заимке были две пристани для дачного парохода «Заимки» и для речного трамвайчика «Мелькомбинат».

Вспомнили и о разговорах про переименовании ул. Набережная в ул. Мешкова. Согласились, что при наличии противников о переименовании ул. Окулова (б. ул. Набережная), можно переименовать в честь Мешкова ул. Набережная, которая находится в двух шагах от университета.

И хотя стал накрапывать дождь, мы продолжали идти по ул. Дзержинского. Все очень хотели побывать на территории мотор-вагонного депо и увидеть памятник архитектуры и градостроительства поворотный круг и депо. Поворотный круг имеет возможность стыковки с рельсами, идущими от каждого бокса депо, и основными железнодорожными путями. Все знали о наличии здесь и паровоза с товарным вагоном.

Дождь стал усиливаться. Куда бежать? Где спрятаться? Мы нашли приют на крыльце и в вестибюле проходной ОАО «Пермский мясокомбинат». А потом началось такое! Ураганный ливень! Молнии! Гром! Град диаметром до 2 см.!

Потом гроза стала уходить к железнодорожному мосту. Нам предстояло идти дальше. Не повернуть ли домой, благо напротив, была трамвайная остановка? Однако потеряв несколько человек, мы все же решили двигаться дальше.

Миновав здание Федеральной кадастровой палаты, и перебежав на другую сторону улицы, мы увидели проход на территорию депо ТЧ-17 (ул. Дзержинского, 30). Нам сюда! Наш паровоз вперед лети...И вот мы можем лицезреть настоящий паровоз Ов-14 с открытым вагоном НТВ («нормальный товарный вагон», «теплушка») с тормозной площадкой. Некоторые самые смелые краеведы не ограничились осмотром, но залезли и обследовали кабину машиниста. Даже убедились, что спускаться с паровоза удобнее на другую сторону. Поворотный круг почему-то не вызвал такого же большого восторга.Поворотный круг

Поднявшись на переходной мост через пути, полюбовавшись на почти сохранившееся здание старого паровозного депо, построенного еще в 1906 году, мы двинулись по ул. Зои Космодемьянской к автобусным остановкам «Ж/д больница» и «Зои Космодемьянской». Все были довольными впечатлениями и приключениями. Слова благодарности получил и автор экскурсии.

Виктор Семянников, 24 июня 2015 г.

ßíäåêñ.Ìåòðèêà