14 февраля 2014 года – годовщина со дня смерти Елены Александровны Спешиловой, Почетного краеведа города Перми, автора книги «Старая Пермь. Дома. Улицы. Люди. 1723-1917».

 

Воспоминания о Елене Александровне Спешиловой

 

В первый раз в семью Спешиловых я пришел вечером 1 октября 1985 года (с Владимиром Ардашевым). У меня к этому времени имелась библиотека русской классики, в том числе было и несколько книг пермских писателей. Кроме того я стал интересоваться художественной жизнью Прикамья.

С книгой Александра Спешилова «Страницы прожитого» я явился к нему домой (адрес узнал через Союз писателей). Меня встретила его дочь – Елена Александровна. Александр Николаевич лежал в кровати, на столе находились лекарства. Мои вопросы Спешилову задавала дочь. Удалось уточнить, что его книгу «Преданность», изданную в 1942 году, иллюстрировали В. Оболенский и В. Орешников. Дочь писателя, которой в тот год еще не было и 15-ти лет, добавила, что почти все книги, изданные тиражом в 10 тысяч, были розданы красноармейцам, уходящим на фронт. Александр Николаевич по моей просьбе расписался на моем экземпляре книги «Страницы прожитого». А его дочь сказала: «Наверное, последний автограф» (А.Н. Спешилов умер 5.10.1985 г.).

Я заметил, что у них в квартире много картин, в том числе акварелей Василия Баталова, который преподавал в ПХТ, и Шуры Державинской, жены писателя. Дочь немного рассказала о том периоде, когда Спешилов учился в художественном техникуме. Показала фотографию, где сняты учащиеся техникума. У них в семье есть и список выпускников Пермского художественного техникума (ПХТ) – договорились, что я могу его переписать.

С Еленой Александровной интересно и легко было общаться. Она много занималась историей улиц Перми. На каждую улицу заводила альбом, а то и несколько. В них размещались фотографии с адресами, ксерокопии реклам и др. информация.

24 июля 1986 года я во второй раз оказался дома у Елены Александровны. К этому времени я уже заинтересовался историей ПХТ и стал целенаправленно собирать материалы о его преподавателях и выпускниках. Она подарила мне несколько интересных снимков, приглашение на вечер, посвященный 80-летию со дня рождения А.Н. Спешилова, и буклет с биографией писателя.

С конца 1986 года мы стали встречаться с Еленой Александровной уже чаще. Она передала мне папку с некоторыми документами своей мамы Спешиловой-Державинской. Позднее она познакомила меня с материалами о М.О. Кузнецове, с которым дружил ее отец. Через нее я потом побывал у дочери Кузнецова и получил целый ряд документов об ее отце. Также Елена Александровна подсказала имена тех, кто учился или преподавал в ПХТ: Баталова, Бердичевской, братьев Коротковых, дала информацию о группе «Мы», в состав которой входили С. Гинц, Г. Коротков и др.

15 декабря того же 1986 года в музее Западно-Уральского производственного технического управления связи, который я создал на месте своей работы, мы с дочерью писателя провели мероприятие. На этом вечере работники предприятия узнали о пермском писателе А.Н. Спешилове (в экспозиции о начале Великой Отечественной войны я поместил книгу писателя «Преданность»). Об этом событии в газету «Вечерняя Пермь» была передана моя заметка, которая была опубликована в январе 1987 года.

В 1987 году мы вместе со Спешиловой побывали в гостях у дочери художника И.И. Туранского (потом еще с ней несколько раз общались). Елена Александровна была и в числе приглашенных 4 ноября на открытии выставки «Из истории Пермского художественного техникума», которую мы с А.Г. Будриной организовали в Пермской государственной художественной галерее (ПГХГ). Позже в галерее состоялась встреча с бывшими учащимися, выпускниками ПХТ и с их родственниками. Елена Александровна также присутствовала на этой встрече.

В 1989 году мы несколько раз ходили с ней к Л.И. Балдиной – родственнице художника А.Н. Зеленина. Позже мы с Еленой Александровной совместно написали о Зеленине статью для газеты «Звезда» и отреставрировали могилу художника (в 1989-1990 гг.).

Елена Александровна делилась новостями, рассказывала, как идут дела по работе над книгой об улицах Перми. Встречался я с ней и на собраниях членов фонда «Старая Пермь», занимавшегося вопросами сохранения первогорода – Разгуляя. Помню, как Елена Александровна выступала 19 мая на организованном данным фондом благотворительном вечере в клубе им. Дзержинского. Она показала слайды со сделанными ею снимками зданий и рассказала о том, чем эти здания примечательны.

Запомнилась наша с ней прогулка где-то в конце 1980-х годов по улице Коммунистической. Елена Александровна стала фотографировать дом № 22 – памятник истории (здесь находился ПХТ). Неожиданно из ворот вышел сотрудник КГБ (у них контора находилась в соседнем доме). Подойдя к нам, он стал требовать отдать ему нашу пленку, говоря нам, что их здание мы не имеем право снимать. Мы же со своей стороны стали доказывать, что фотографировали другой дом. Кое-как мы его уговорили, чтобы он оставил нас в покое, и быстрехонько оттуда ушли на трамвайную остановку.

В 1991 году Елена Александровна через своего знакомого, который отправлялся по своим делам в Париж, помогла мне выйти на художника Бориса Заборова и передать ему мой рассказ о нем, напечатанный в одной из пермских газет. Когда я писал статью про пермский футуризм, то советовался с ней (она, например, дала мне информацию о Гольцшмидте).

В 1992 году мы с Еленой Александровной написали совместную большую статью о А. Н. Зеленине для сборника «Пермский край. Старая Пермь (1723-1917)» (Пермь : Перм. книга, 1992). Появилась задумка сделать книгу о художнике, и в конце 1993 года мы передали Е.П. Субботину в «Арабеск» нашу совместную рукопись для издания в серии «Именитые граждане Перми» (к сожалению, книга тогда не вышла).

В 1996 году я тоже решил собирать материалы о пермских улицах, и Елена Александровна стала дарить мне или давать на время для ксерокопирования имевшиеся у нее фотографии пермских домов. А я купил фотоаппарат и стал, как и Спешилова, делать снимки городских зданий, что еще больше способствовало нашему с Еленой Александровной общению на тему старинных зданий Перми и обмену информацией.

В конце 1990-х годов, когда она работала над книгой «Старая Пермь. Дома. Улицы. Люди. 1723-1917», я ей помогал сведениями о пермских художниках и архитекторах.

Елена Александровна называла меня Витечкой (практически она была ровесницей моему папе). В 1990-х годах мы уже поздравляли друг друга с праздниками и днями рождения. Когда Т.И. Быстрых, работая в 1999-2000 гг. над справочником «Краеведы и краеведческие организации Перми», предложила мне подготовить о Елене Александровне статью, я с удовольствием это сделал.

Считаю себя своего рода продолжателем дела Елены Александровны. Правда, она писала о старых улицах центральной части города, меня же интересуют все улицы Перми, в том числе и те, которые расположены в далеких от центра микрорайонах. В 2000-х годах стали публиковаться мои первые статьи о пермских улицах. Теперь я уже описал 320 улиц г. Перми.

В середине 2000-х почти весь свой архив про художников я передал в краевой музей и архив новейшей истории. Теперь мои материалы о семье Спешиловых находятся в государственном хранении.

Очень дорожу книгами Е. А. Спешиловой: «Старая Пермь. Дома. Улицы. Люди. 1723-1917», выдержавшей два издания (в 1999 и 2003 гг.) и «Алексей Несторович Зеленин: художник, иконописец, педагог», которая все-таки появилась в 2006 году, с ее дарственными надписями.

Виктор Семянников,

товарищ председателя городского клуба «Пермский краевед».

14.02.2014 г.

ßíäåêñ.Ìåòðèêà